Педагогические технологии

Педагогические технологии
 
     Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

В практике работы наших учителей  обычно выступают различные комбинации следующих  вариантов:

1.  Традиционная классическая классно-урочная система
2.  Современное традиционное обучение в сочетании с техническими средствами
3. Организация и управление познавательной деятельностью (В.П.Беспалько):
- классическое лекционное обучение
- обучение с помощью аудиовизуальных технических средств
- система "консультант"
- обучение с помощью учебной книги
- система "малых групп"  - групповые, дифференцированные способы обучения;
- компьютерное обучение
- система "репетитор" - индивидуальное обучение;
- "программное обучение" (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

     Обучающая деятельность учителя на уроке является методической темой школы. Поэтому вопросы педагогических технологий часто обсуждаются нашими учителями на разных уровнях, разрабатываются на заседаниях методических объединениях, становятся темами самообразования.

    Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Здесь выделяется несколько типов технологий:
  a) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, Личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
   В настоящее время перед учителями школы стоит задача по овладению личностно-ориентированными технологиями. Но эта большая работа требует четкой работы психолого-социальной службы школы и многих усилий. Работа в рамках системы «ПРИОРИТЕТ» предполагает начало такой работы.